Школа Юннатов - на главную страницу

Статьи и публикации >> Природа в будущей школе

ПРИРОДА В БУДУЩЕЙ ШКОЛЕ

copyright © Д.Кайгородов
copyright © Людмила Агальцова
(адаптация текста к современному русскому языку)

Кажется, нет двух разных мнений в вопросе о том, нужно ли ввести природу в будущую реформированную русскую школу. Все сходятся на том, что нужно. Да и как не сойтись: ведь это было какое-то громаднейшее недоразумение - изгнание природы из школы, - недоразумение, перед которым наши потомки будут только руками разводить... Так вот, в виду приближения давно желанного времени, когда двери русской школы раскроются перед природой, пишущего эти строки - старого друга и поклонника природы - в последнее время все чаще и чаще стал беспокоить вопрос: как-то встретит и примет ее реформированная школа? Примет ли она ее как богатую, умную, красивую, дорогую и долго отсутствовавшую гостью, которую посадит в красный угол и окружит подобающим почетом и вниманием, или же встретит с ножами, бритвами и скальпелями, безжалостно разрежет на куски, расчленит, заспиртует, засушит и распихает по шкафам, полкам и ящикам, откуда будет иногда вынимать и показывать скучающим ученикам...

Думается, в настоящую минуту будет вполне своевременно высказать несколько мыслей о задачах преподавания природоведения, - именно природоведения, а не естественной истории.

(И что за странные названия: естественная история, естествоведение. Ведь это совсем неудачные переводы, сделанные в свое время с немецких Naturgeschichte и Naturkunde - собственно: история природы и природоведение. Кто же в настоящее время называет у нас природу естеством! У немцев слово Natur имеет только одно значение - природа, у нас же слово "естественный" имеет еще и другой смысл, по которому человек непосвященный может, пожалуй, предположить сузествование какой-то еще другой, неестественной истории...)

Естественной истории - истории природы - собственно говоря, место только в высшей школе. Задача же средней школы - научить своих питомцев ведать природу, а ведать природу это значит: уметь сознательно воспринимать впечатления от предметов и явлений окружающей природы или, другими словами - уметь видеть, слышать и понимать природу. Научиться ведать природу - значит приобщиться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим, - быть в состоянии сливаться с нею, чувствовать себя нераздельной частью ее и приобщаться ее великих животворящих сил, в чем именно так сильно нуждается современный культурный человек... Ведать природу - значит ее наблюдать, понимать, у нее учиться, а ученье это дает пищу не только для ума, но и для души. Именно очень много дает для души - это надо помнить.

Говоря о природе, я понимаю ее в самом широком смысле слова: мир растений, мир животных, мир неорганический - во всей их гармоничной целокупности - с облаками и звездным небом включительно. Вот почему я настаиваю именно на природоведении, вводящем ученика шаг за шагом в целокупную гармоничную природу, в противоположность теперешней естественной истории реальных училищ и кадетских корпусов, и естествоведения женских гимназий, - искусственно расчленяющих природу и предлагающих ученику разрозненные ее элементы, хотя бы и в стройной, но все-таки искусственной системе. В самом деле, что делает в настоящее время в нашей школе естественная история (а также так называемое естествоведение)? Прежде всегоона ставит непроницаемые перегородки между мирами: растительным, животным и неорганизованным (ботаника, зоология и минералогия), мирами, столь тесно связанными между собою и взаимодействующими в целокупной природе. Затем, она выхватывает, например, одно растение из леса, другое из луга, третье из степи, пруда, и т. д. То же самое делается и с миром животных, в котором подсчитываются зубы, позвонки, и т. п., но только здесь дело обстоит гораздо хуже: на уроках ботаники все-таки нет-нет да и покажется в классе цельное растение или цветок, на уроках же зоологии, если что и показывается, то это большей частью черепа, скелеты или обезображенные спиртовые препараты; чаще же всего рисуются на доске или показываются на плохих рисунках учебников пишевые каналы, нервные узлы, кровеносные сосуды, и т. п. анатомические части животных, изображениями которых (т. е. анатомических частей) переполнены наши учебники, всеми считаемые за лучшие. А об образе жизни этих самых животных и об их роли в хозяйстве природы и человека - два-три слова, а иногда и совсем ничего. Это, видите ли, "не научно". Ох, уж эта пресловутая, односторонне и узко понимаемая научность! Погоня за системой и "научностью" преподавания естествознания в средней школе привела к тому, что этот полный увлекательного интереса и глубокой поучительности предмет превратился в какую-то невозможно-сухую материю, может быть, и пригодную для "гимнастики ума" (весьма сомнительной), но несомненно негодную для возращения в учащихся любви и интереса к природе и ее наблюдению. Уродуя без разбора бритвой и иглой красоту природы, современное преподавание естествознания в средней школе не только не привлекает к природе, но, напротив, нередко даже отвращает от нее, или, в лучшем случае, оставляет совершенно равнодушным.

Природа в школе - для гимнастики ума! Боже мой - бедная природа! Ни на что-то ты больше не годна: послужила для "гимнастики ума", а затем, как ненужная более вещь - ступай под стол, в корзину... И разве мало имеется в распоряжении школы разных других учебных предметов, служащих целям умственного развития, чтобы для этих же целей нужно было еще приносить в жертву живую природу!

Нет. Не для гимнастики ума, а также и не для практических только целей должна занимать природа место в школе, но для целей более высоких - для духовно-нравственного и физического оздоровления нарастающих поколений, путем приобщения их к природе. Успех разных растлевающих душу новейших философий мог развиться только на почве всеобщей оторванности от природы. Мы ужасающе безграмотны в природе (может быть, пишущему эти строки виднее, чем чем кому-либо другому), а между там закон борьбы за существование всем известен, даже первоклассникам школы. Этот пресловутый закон мог быть возведен на неподобающий ему пьедестал и продержаться на нем так долго, только благодаря тому же массовому незнанию и непониманию живой целекупной природы. Что в природе существует борьба за существование, это знают все и популяризируют эту борьбу на все лады, - даже поеты и художники. А что в той же природе существуют и встречаются чуть не на каждом шагу сообщества и сожительства, на подкладке взаимопомощи, - содружества, любовь и альтруизм (подчас чистой воды) - многие ли об этом знают и многие ли об этом говорят! Достаточно вспомнить хотя бы о птичьих стаях, стадах диких животных - этих бесчисленных сообществах на основе взаимопомощи и солидарности интересов. Даже туча бессмысленной, повидимому, саранчи, несущейся по воздуху и затмевающей солнечный свет, и та не могла бы образоваться без известной солидарности между отдельными неделимыми этого насекомого. И не в одном только мире животных, а и в мире растений, повсюду - сообщества и содружества: каждый лес, каждый пестреющий разнообразными цветами луг, - являются не случайным скоплением каких-нибудь деревьев или трав, а сообществом именно известных растений, которым выгоднее при данных условиях расти именно в таком сообществе, чем каждому в одиночку. Каждое дерево, каждая травинка являются общественным жилищем бесчисленного множества микроскопически малых живых существ (протопластов), дружной артелью работвющих для достижения известной общей цели. Многие ли об этом знают и в каких школах говорят об этом ученикам? В одних ничего не говорят, потому что в них и вообще-то не говорят о такой ничего не значащей вещи, как природа; в других же не гворят (или очень мало) потому, что вследствие расчлененности школьной природы искусственной системой, для подобных разговоров там почти не подходящей почвы.

Далее. Поставив себе задачей научить ученика ведать живую природу, будущее школьное природоведение неминуемо должно будет прийти к вопросам, что и как существует или делается в природе, присовокупить вопросы: для чего, почему и зачем, - вопросы, которые существующая школьная естественная история ставит лишь кое-где, урывками, а между тем именно эти-то впросы и служат ключом для раскрытия закона изумительной целесообразности в природе и того Великого Разума, которым все созидается и управляется в природе и во всей вселенной. Эти же вопросы - для чего, почему и зачем - вводят в область наблюдений и образуют наблюдателя, а следовательно ведут к одной из важнейших целей преподавания естествознания. Зачем нужны растению колючки? Для чего у шиповника шипы загнуты крючкаи книзу, а у барбариса торчат вперед? Зачем некоторые цветы на ночь закрываются, а другие открываются? Для чего румянит дерево осенью свои листья? Для чего бродят синицы зимою по нашим садам? Почему дятел живет в лесу, а не на поле? И так далее, и так далее, в таком роде. Всякому должна быть ясна до очевидности вся разница между таким живым и полным глубочайшего интереса природоведением и теперешней сухой и почти схолатической естественной историей.

Приобщенные к природе путем живого школьного природоведения, нарастающие поколения будут уметь видеть и воспринимать также красоту и поэзию природы, оздоровляющее воздействие которых на дух человека много превосходит аналогичное воздействие красоты и поэзии, создаваемых человеком и за которые мы платим иногда такие большие деньги. Также, человек, знакомый с миром облаков и посвященный в тайны звездного неба, не будет гулять "с поникшей долу головой".

Что касается до упомянутой выше физически-оздоровляющей роли рационально поставленного природоведения, то в этом отношении приобщение нарастающих поколений к природе неизбежно должно привести к пониманию и верной оценке деятельных сил природы - воздуха, воды, света и проч., - их свойств и могущественного воздействие на все живущее. Отсюда один шаг до правильного пользования этими силами, в видах сохранения и восстановления здоровья. Наши врачи, все проходящие через классические гимназии и затем в высшей своей специальной школе прослушавшие только отдельные естественные науки, за редким исключением - плохие природоведы. Отсюда их малое внимание, малый интерес и малое доверие к целебным, оздоровляющим свойствам сил природы, отсюда же происходит и малоуспешность развития гигиены в домашнем обиходе нашей жизни. За природой вообще, наши медики, пожалуй, еще признают полезные свойства. По крайней мере, от них нередко можно слышать фразу, что "лечит природа, а медицина только ей помогает", хотя самая эта помощь сплошь да рядом показывает, что смысл этой фразы далеко не усвоен как следует. Что же касается да целебности отдельных сил природы, как, например, света, воздуха, воды и проч., и предпочтительности их, в большинстве случаев, искусственным лекарствам, то в этом отношении мы встречаем среди огромного большинства русских врачей лишь скептицизм и насмешку. Если в самое последнее время начинают замечаться некоторые проблески в противоположном напрвлении, то это - благодаря Западной Европе, и преимущественно Германии, в которой движение в пользу физических (естественных) методов лечения (природолечения, Naturheil) уже лет десять как катится широкой нарастающей волной, отдельные брызги которой начинают наконец долетать и до нас. Широкое развитие системы эксткурсий в германской школе приобщает немецких врачей к природе, а в результате - десятки санаторий с девизом "Natura sanat".

В заключение несколько слов о практической стороне вопроса, а именно: каким путем должен быть введен в школе предмет природоведения для того, чтобы ученики, оканчивая школу, действительно умели ведать природу. На следующих страницах этой книги читатель найдет мой ответ на этот вопрос; десь же я скажу следующее:

Прежде всего - устранение искусственных перегородок между отдельными царствами природы: не ботаника, зоология и минералогия, а единое Природоведение. Далее: ознакомление с природой должно вестись по ее естественным составным частям, составляющим нечно целое в самой себе: лес (чернолесье и краснолесье), луг, поле, степь, сад (парк), пруд, река, болото и друг., как общежития тех или других растений и животных, с их разнообразным взаимодействием друг на друга, в связи с неорганической природой (почва, берега, дно) и в связи со временем года.

У немцев за последние 10-12 лет уже кое-что появилось в этом роде, так что образцы для придержки найдутся, и это значительно облегчит дело. Кроме того, и русская литература по природоведению значительно обогатилась (и продолжает еще обогащаться) за последние годы многими оригинальными и превосходными сочинениями, могущими сослужить в этом отношении большую службу.

Само собою разумеется, что краеугольным камнем в преподавании такого природоведения должны быть экскурсии, экскурсии и экскурсии. Без широкого развития системы экскурсий нельзя как следует научить ведать природу. Я знаю, у многих может явиться возражение: какая же возможна широкая система экскурсий в нашем климате! Но это не так: во-первых, в нашем обширном отечестве имеются всякие климаты, и даже в таком, как петербургский (который, к слову сказать, вовсе уж не так плох, как его прославили), можно сделать в течение учебного года прекрасную серию экскурсий. Дело не в климате, а в том, что сами экскурсии у нас еще не акклиматизировались, да по правде сказать и стимула для того пока еще не было, блаодаря систематической "естественной истории" в школе. У нас до сих пор экскурсии служат еще, в значительной степени, каким-то пугалом для школьного начальства, тогда как Западная Европа давным-давно вся экскурсирует. Все от непривычки. Стоит только хорошенько пожелать да подумать - прекрасные будем делать экскурсии. И руководители будут. Не люи только делают дело, а и дело делает людей. Конечно, нельзя будет затягивать экзамены до конца мая или начала июня, а современем, Бог даст, и совсем не будет экзаменов. Признаться, мне рисуется в далеком будущем такой заманчивый идеал: с появлением первого зеленого листа двери всех классов (кроме последнего?) закрываются, все уроки прекращаются , кроме уроков Природоведения, (преподающегося во всех классах!) и уроки переносятся в ту великую аудиторию под открытым небом, на кафедре которой восседает самый великий в мире профессор - сама Природа!..

И в самом деле, подумайте только: на дворе весна. В природе наступил великий годовой праздник. Она теперь "полна животворящих сил". Воздух ее напоен, испаряющимися из молодых листьев и раскрывающихся почек, эфирными, ароматными маслами, - он теперь особенно целебен. В природе "все ликует, все цветет", - светло, весело, красиво, радостно!.. Весна

"... идет опять,
Чтобы покинутое место
Среди людей, как встарь, занять.
Она идет с надеждой новой
В неровно дышащей груди,
Блистая пышною обновой,
Цветы рождая на пути, -
Как прежде, верить не желая,
Чтоб люди кинуть не могли
Своих забот, для звуков мая"...

Она зовет к себе наших детей и нас, и дети слышат этот зов и страстно рвутся к нему навстречу, но, увы! - их не пускает школа, а нас... мы сами себя не пускаем... Не испорченное еще жизнью, юное сердце томится и рвется к Весне, на великий праздник природы, а его за это еще наказывают... Сколько вреда для детской души! Какая потеря для здоровья наших детей!

Пора, пора об этом подумать.

1901 год


Вернуться в раздел "Статьи и публикации" >>


реклама на сайте:
*****

SetLinks error: Incorrect password!

*****


Копирование материалов сайта без ведома авторов запрещено и будет преследоваться по закону.

Copyright © Ecologia.Ru
Designer&Webmaster&Administrator -
Ludmila Agaltsova