Школа Юннатов - на главную страницу
[На главную страницу] [В раздел]

ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"МАЛАЯ РОДИНА"

08.06.2002 У студентов биолого-химического факультета МПГУ началась не совсем обычная практика. Необычна она не только тем, что проходит в московской школе № 46, а не на привычной агробиостанции. Эта практика открывает долгосрочный эколого-социальный проект "Малая Родина".

Организаторы

Инициаторами проекта стали А.В. Теремов и В.С. Рохлов - известные биологи-методисты, преподаватели кафедры методики преподавания биологии Московского Педагогического Государственного Университета. Они впервые решили привлечь будущих учителей к реальной методической разработке. Это, наверное, первый случай, когда студенты трудятся не только "для галочки": их наработки будуи активно использоваться в дальнейшем школой № 46 г. Москвы и не только ей.

Школа № 46 находится на юго-западе нашей столицы. Ее двор граничит с небольшим лесным массивом. Здесь совсем не чувствуется городской суеты. Целебный аромат хвойного леса, ручные белки, скачущие по школьной ограде… Казалось бы, где как не здесь нужно заниматься экологическим образованием и воспитанием! И все же, до сих пор здесь это направление развивалось слабо.

И вот теперь школа и ВУЗ объединились, чтобы полнее реализовать свои возможности. Впрочем, с МПГУ школа сотрудничает давно. Только на биолого-химический факультет еже годно поступают 2-3 ее выпускника. Так что такое расширение сотрудничества представляется закономерным шагом.

Зачем все это надо

Сейчас уже большинство педагогов пришли к мысли, что знания невозможно "передать". Ребенок должен эти знания "взять", "пропустить через себя", осмыслить, прочувствовать - и сформировать свое собственное, личное знание. Поэтому основной упор в современной школе должен делаться на активность учащегося.

Хорошо, если ребенку вообще интересно учиться. Такой ребенок активен на всех без исключения уроках. Он познает, задается вопросами, учится практически самостоятельно. Но это лишь небольшой процент. Большинство ребят имеют довольно узкие и часто не связанные со школой интересы. Бывает и так, что школьник часто болеет, много пропускает и из-за этого не может легко ориентироваться в учебном материале.

И все-таки, всем им хочется сделать что-нибудь настоящее, "всамделишнее". Узнать что-нибудь не "как в книжке", а "как на самом деле". Здесь-то и приходит нам на помощь давно забытый метод проектов, где ребята коллективно решают конкретно поставленную задачу. Здесь они и познают, и интересы развивают, и возможности реализуют, а главное - учатся общаться и работать в группе.

Почему именно экология

Экология, кажется, больше всего подходит для подобных проектов. Даже исследуя небольшой участок леса, учащийся должен будет привлечь разнообразные знания из физики и химии, не говоря уж о биологии. Кроме того, каждое сообщество как-то развивается во времени (история), и формируется с учетом гео-морфологических особенностей (география). Само сообщество оказывает влияние на быт и культуру определенного общества (социология, культурология), а общество, в свою очередь, - на природное сообщество (охрана природы и природопользование). Вот далеко не все предметы и межпредметные связи, которые могут быть задействованы в ходе выполнения такого проекта. Кроме того, такая работа призвана помочь ребенку сформировать свое отношение к окружающему миру. К примеру, она позволяет ученику самому оценить вред, наносимый сообществу загрязнением и приложить свои усилия к устранению этого загрязнения. Причем, если не удается убрать самостоятельно, учащимся предлагается привлечь к проблеме внимание соответствующих служб. Все это способствует формированию четкой гражданской позиции и социализации в обществе. Поэтому проект и назван был "социально-экологическим".

Как вообще все это делается и чем заняты сейчас студенты

При разработке подобного проекта нужно в первую очередь исходить из своих возможностей и интересов. Зачем учитывать возможности - понятно. Для доступности. Объект и средства изучения не должны представлять сложностей. Интерес педагога тоже значит очень много. От этого зависит, насколько он сможет увлечь, занять школьников, заразить их жаждой деятельности. Поэтому на первом этапе студенты отправились на близлежащие территории, чтобы определиться с темами своих будущих проектов.

После этого тему оговаривали с преподавателем. При этом проблему старались рассматривать как можно более широко. Так оказалось, что при изучении экосистемы пруда можно затронуть историю возникновения водоемов, провести простые пробы на определение состава воды, произвести мониторинг состояния водоема по организмам-индикаторам.

Дальше молодые педагоги должны будут подобрать необходимую литературу по теме для учителей и учеников; сформулировать подробные, конкретные, прогнозируемые и измеряемые цели предстоящей деятельности учащихся; объяснить в доступной для детей форме системообразующие понятия; разработать систему заданий и по возможности продумать способы взаимодействия ребят в группе. Предполагается, что итогом такой деятельности студентов будет полноценный, готовый к использованию образовательный продукт.

После того, как задание будет выполнено, студенты получат долгожданный "зачет", а результаты их деятельности будут опубликованы на нашем сайте. Кроме того, мы будем знакомить наших читателей с ходом проекта "Малая Родина" и другими начинаниями, существующими в данном направлении.

Мы также приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных учителей, школы и учреждения дополнительного образования. Поделитесь с нами своим опытом проведения подобных мероприятий и примите участие в нашей конференции. E-mail: ludmila@ecologia.ru


реклама на сайте:
*****


*****


Копирование материалов сайта без ведома авторов запрещено и будет преследоваться по закону.

Copyright © Ecologia.Ru
Designer&Webmaster&Administrator -
Ludmila Agaltsova